В средние века и до объединения Германии при Бисмарке Дюссельдорф был столицей княжества и одновременно важным торговым городом – помогало его удачное местоположение на Рейне, совсем близко от морских портов Голландии.
Крупной промышленности, как в металлургических Эссене, Дуйсбурге, Бохуме и Дортмунде, здесь никогда особенно не было. Зато город уже давно живет насыщенной культурной жизнью – здесь несколько музеев с коллекциями всемирного значения, множество театров, концертных залов, в Дюссельдорфе – один из лучших в Германии университетов и знаменитая на весь мир Академия художеств.
Но свои особенные черты, сильно отличающие Дюссельдорф от других городов, он начал приобретать после войны. Уже к 60-м годам город стал Меккой для людей, работающих в модном, дизайнерском, рекламном, издательском и, как теперь говорится, медийном бизнесе. Отчасти снова помогла география: до Парижа, Милана, Лондона, Стокгольма или Амстердама – от силы полтора часа на самолете, а то и меньше. Но основной причиной, видимо, была сложившаяся атмосфера города, одновременно очень деловая и спокойная.
Сейчас в Дюссельдорфе имеются крупные офисы главных рекламных и коммуникационных агентств мира. Целые улицы заняты шоу-румами и офисами ведущих домов моды и дизайна из Франции, Италии, США, Англии, Испании, естественно, Германии и Японии. Насчет японцев в Дюссельдорфе особая история – здесь самая большая в Европе колония японцев, есть буддийский монастырь, японские рестораны попадаются столь же часто, как в других городах Германии – турецкие, а японская речь на улице уже давно стала совершенно привычной.
В модно-дизайнерском и медийно-рекламном бизнесе в городе заняты десятки тысяч человек, что, естественно, делает его очень стильным (и, соответственно, дорогим); а Кенигсаллее – это одна из самых знаменитых на планете торговых улиц, рай для фанатов шопинга с толстыми кошельками.
Всей этой орде профессионалов гламура, стиля, высоких технологий и пророков дизайна, разумеется, надо где—то размещаться. В 90-е годы в городе начал ощущаться недостаток офисных помещений. И тогда было решено превратить территорию старого порта недалеко от центра города в MedienHafen, Гавань Медиа. К работе были привлечены ведущие архитекторы мира – Фрэнк Гэри, Дэвид Чипперфильд, Стивен Холл, Клод Васкони и другие. Их целью было создать сверхсовременный архитектурный комплекс, включив новые сооружения в имеющуюся застройку, состоящую из сохраненных и реконструированных портовых зданий и буржуазных жилых домов конца XIX – начала ХХ веков. К началу этого века строительство было почти завершено, и Гавань Медиа стала интереснейшим образцом передовой архитектуры не только в Германии, но и во всем мире. Примером, показывающим, что крайняя экстравагантность вполне может мирно сосуществовать с буржуазным уютом, более того, и сама быть очень гуманной и комфортной.
Первое ощущение, когда оказываешься в Гавани Медиа, – будто попал в декорации научно-фантастического фильма. Потом удивление сменяется удовольствием от одновременно провоцирующей и умиротворяющей ауры этого места. Самое странное сооружение, конечно, Центр искусств и медиа, построенный американцем Фрэнком Гэри, автором нескольких других, не менее поразительных зданий в разных странах планеты. Центр искусств и медиа – это три стоящих рядом сооружения, стены которых кажутся хаотически скошенными и искривленными какими-то необъяснимыми дугами. В довершение, одно здание оштукатурено в белый цвет, другое построено из яркого красного кирпича, а третье и вовсе облицовано сверкающими на солнце металлическими плитками. Но, присмотревшись, понимаешь, что хаос и вроде бы бессмысленная экстравагантность на самом деле являются плодом строжайшей продуманности. Что здания гениально стоят рядом друг с другом, великолепно вписаны в окружающую среду, а кроме того, внутренние помещения, как ни странно, очень удобны, а отделка при всей минималистичности – великолепна.
Рядом – здание Grand Bateau ("Большой корабль"), построенное Клодом Васкони, на самом деле похожее на современный лайнер, выброшенный на берег. Его стена наклоняется над узким переулком, сперва создавая ощущение дискомфорта: кажется, она вот—вот обрушится. Но затем видишь игру света и отражений на искривленном остеклении, и нервное чувство уходит. Наоборот, приходит созерцательное настроение. Другие сооружения в Гавани Медиа несколько менее ошеломительны, но столь же точны в решении разнообразных, часто контрастирующих объемов и фактур, варьирующихся от зеркального и прозрачного стекла до кирпича, бетона, камня. И, побродив по комплексу, не перестаешь удивляться такту, технологичности и остроумию поработавших здесь архитекторов.
Обаяние дискретного комфорта, излучаемое Гаванью Медиа, увеличивается еще тем, что это – не просто офисный центр. Внутренние пространства изобретательно оформлены современными художниками; офисы органично соседствуют с супер-дизайнерскими, но не становящимися от того менее уютными кафе, ресторанами и бутиками.
Часто можно услышать мнение: продвинутая современная архитектура противоречит здравому смыслу, она является результатом безудержного оригинальничания, в ней человек чувствует себя плохо. Дюссельдорфская Гавань Медиа это полностью опровергает: она очень фунциональна и очень человечна. Через десять минут парадоксальным образом начинаешь себя чувствовать там вовсе не в футуристическом комиксе, а в маленькой деревеньке, приютившейся на берегу большой реки.
Василиса СОЛОВЬЕВА Фото автора
Источник - ZagranDom.ru
28.03.2004
|