В 2009 году в Лондоне началось строительство Crossrail - высокоскоростной железной дороги длиной 118 км, которая соединит центральные районы с восточными и западными пригородами. Новая транспортная сеть сократит время поездок по городу в среднем на 15 мин, позволив 1,5 млн человек добираться до центра Лондона меньше чем за 45 мин.
Строительство должно завершиться в 2019 году - Crossrail станет крупнейшим инфраструктурным проектом Лондона, поскольку не только улучшит транспортное сообщение, но и будет способствовать развитию отдаленных районов. Столь масштабное событие, разумеется, стимулирует развитие рынка недвижимости и привлекает зарубежных инвесторов.
Эксперты Tranio, сравнив влияние строящейся сети Crossrail на рост цен на жилье, арендные ставки, транспортную доступность и инфраструктуру для жизни, выяснили, в каких районах и пригородах Лондона лучше приобретать недвижимость, чтобы сохранить и преумножить капитал.
Как только был утвержден план строительства сети Crossrail, тут же изменилась стоимость недвижимости в районе будущих станций. По данным компании Zoopla, с мая 2009 года, когда стартовали первые работы, по февраль 2016-го жилые объекты вблизи будущих станций высокоскоростной железной дороги подорожали в среднем на ₤188 тыс., то есть на 52%. Это выше среднего роста цен по Англии на 30%.
За прошедшие с начала строительства семь лет стоимость недвижимости в районе станций Crossrail выросла в среднем на 38-66%. Наибольший рост (60-66%) был отмечен вблизи станций Бонд-стрит, Форест-гейт, Вест-Илинг, Хануэлл, Эктон, Илинг-Бродвей, Паддингтон и Ливерпуль-стрит.
Специалисты единодушны во мнении, что стоимость жилья около Crossrail в ближайшие годы будет расти более быстрыми темпами, чем стоимость недвижимости в Лондоне в целом. Отличаются только прогнозируемые аналитиками цифры.
Так, по данным компании JLL, с 2016 по 2020 год рост цен на недвижимость в районе станций Crossrail опередит аналогичный показатель в Большом Лондоне в среднем на 7%, а в некоторых случаях и на 16%. В ближайшие четыре года цены на жилье около новой дороги увеличатся от 8 до 39%. Предполагается, что щутимее всего подорожает недвижимость в районе станций Вулидж, Вест-Дрейтон и Уайтчепел. Согласно исследованию Knight Frank, 80% квартиросъемщиков в Лондоне называют транспортную доступность важнейшим фактором при выборе места жительства, а 91% арендаторов ищут жилье в радиусе не более 1 км от ближайшей станции метро.
В последние годы в Лондоне увеличивался спрос на недвижимость в пригородах: цены в центре стали слишком высоки. Многие лондонцы, выбирая покупку или аренду за одну и ту же сумму между скромной однокомнатной квартирой в центре и домиком с садом за городом, предпочитают второй вариант. Улучшение транспортной доступности привлечет в пригороды новых арендаторов.
Эксперты JLL полагают, что арендные ставки в районе станций Crossrail с 2016 по 2020 год увеличатся от 22 до 36%, причем наибольший рост (от 33 до 36%) продемонстрирует жилье в районах станций Уайтчепел, Вулидж, Илинг-Бродвей и Вест-Илинг.
Crossrail стимулирует и возведение новой недвижимости. С 2012 по 2021 год в радиусе километра от станций Crossrail намечено построить 57 тыс. новых домов и 3,25 млн м² коммерческих площадей. Почти 50% нового жилья и офисов появится в центральном районе, между станциями Паддингтон и Канэри-Уорф.
Рынок недвижимости в районе станций Crossrail выиграет и в смысле инфраструктуры. Строительство дороги способствует преображению всех районов, окружающих станции: запланированы крупные коммерческие и развлекательные зоны, пространства для отдыха и прогулок, парковки и пешеходные маршруты, будут реконструированы улицы.
В полной мере оценить влияние Crossrail на рынок недвижимости Лондона можно будет только в течение нескольких лет после запуска проекта, но уже очевидно его позитивное долгосрочное влияние на инфраструктуру британской столицы. Цены на недвижимость в районе наиболее перспективных станций Crossrail в ближайшие пять лет будут расти более высокими темпами по сравнению с другими локальными рынками, поэтому покупка недвижимости тут станет выгодной и надежной инвестицией.
|
Станция
|
Средние
цены на недвижимость в районе станций
(конец 2015 года), тыс. ₤/м²
|
Средние
цены на недвижимость в районе станций
(конец 2020 года), тыс. ₤/м²
|
Рост
цен, %
|
Запад
|
Рединг
(Reading)
|
5,4
|
7,0
|
30
|
Твайфорд
(Twyford)
|
4,5
|
5,8
|
27
|
Мейденхед
(Maidenhead)
|
5,3
|
7,1
|
33
|
Тэплоу
(Taplow)
|
4,8
|
6,2
|
29
|
Бёрнем
(Burnham)
|
4,0
|
5,3
|
32
|
Слау
(Slough)
|
4,3
|
5,7
|
33
|
Лэнгли
(Langley)
|
3,8
|
4,9
|
32
|
Айвер
(Iver)
|
4,3
|
5,7
|
33
|
Вест-Дрейтон
(West Drayton)
|
5,4
|
7,4
|
37
|
Хейз-энд-Харлингтон
(Hayes & Harlington)
|
5,1
|
6,7
|
30
|
Саутхолл
(Southall)
|
4,8
|
6,5
|
33
|
Хэнвелл
(Hanwell)
|
6,4
|
8,5
|
32
|
Вест-Илинг
(West Ealing)
|
8,6
|
11,4
|
33
|
Илинг-Бродвей
(Ealing Broadway)
|
10,7
|
14,2
|
32
|
Эктон
(Acton Main Line)
|
8,1
|
10,7
|
33
|
Центр
|
Паддингтон
(Paddington)
|
17,2
|
20,0
|
15
|
Бонд-стрит
(Bond Street)
|
32,3
|
34,9
|
8
|
Тоттенхэм-Корт-роуд
(Tottenham Court Road)
|
20,4
|
24,0
|
18
|
Фаррингдон
(Farringdon)
|
16,1
|
19,2
|
20
|
Ливерпуль-стрит
(Liverpool Street)
|
17,2
|
21,0
|
22
|
Уайтчепел
(Whitechapel)
|
8,9
|
12,0
|
34
|
Канэри-Уорф
(Canary Wharf)
|
12,4
|
15,3
|
23
|
Восток
|
Кастом-Хаус
(Custom House)
|
7,3
|
9,4
|
29
|
Вулидж
(Woolwich)
|
6,7
|
9,4
|
39
|
Эбби-Вуд
(Abbey Wood)
|
4,3
|
5,7
|
33
|
Стратфорд
(Stratford)
|
7,8
|
10,2
|
31
|
Мэриленд
(Maryland)
|
6,5
|
8,5
|
31
|
Форест-гейт
(Forest Gate)
|
4,8
|
6,2
|
30
|
Мейнор-парк
(Manor Park)
|
4,3
|
5,5
|
28
|
Илфорд
(Ilford)
|
5,4
|
7,0
|
30
|
Севен-Кингс
(Seven Kings)
|
4,6
|
5,8
|
27
|
Гудмейерс
(Goodmayers)
|
4,6
|
5,9
|
29
|
Чедвелл-Хелс
(Chadwell Health)
|
4,0
|
5,3
|
31
|
Ромфорд
(Romford)
|
4,8
|
6,3
|
32
|
Джидея-парк
(Gidea Park)
|
4,3
|
5,6
|
30
|
Харольд-Вуд
(Harold Wood)
|
4,0
|
5,3
|
31
|
Брентвуд
(Brentwood)
|
4,8
|
6,3
|
32
|
Шенфилд
(Shenfield)
|
Юлия Гущина, Tranio Дайджест Недвижимости Июль–Август 2016 № 6 (113)
13.07.2016
|