Фрэнк Гери, один из крупнейших зодчих современности и мастер деконструктивизма, любит говорить о неприятии архитектуры как строгой науки. В основе его творчества - непрерывный поиск новых форм. Архитектор убежден в том, что процесс всегда интереснее результата.
Эфраим Оуэн Гольдберг родился 28 февраля 1929 года в Торонто в семье польских иммигрантов. Его дед торговал строительными материалами, а отец владел магазином торговых автоматов. Из-за антисемитских настроений в 1947 году семья переезжает в Калифорнию. Вскоре юноша получает американское гражданство, берет новое имя и фамилию и становится Фрэнком Гери.
В 1954 году Гери успешно заканчивает школу архитектуры в университете Южной Каролины, затем поступает в Гарвардский университет, где изучает градостроение и планирование городской среды. До 1960 года молодой архитектор работает в мастерской Виктора Груэна и партнеров. В 1961 году Гери переезжает в Париж, где в течение года трудится в мастерской Андре Ремонде. Он реставрирует французские церкви, а параллельно штудирует работы Ле Корбюзье - пионера архитектурного модернизма и функционализма и Балтазара Неймана - одного из крупнейших немецких архитекторов барокко и рококо.
В 1962 году Фрэнк Гери возвращается в Лос-Анджелес, чтобы основать собственную компанию Frank O. Gehry and Associates. Среди первых работ студии - интерьеры, проекты торговых центров и множество частных домов, отличительной чертой которых становится отказ от традиционных форм. Ощутимое влияние на творчество Фрэнка Гери в этот период оказывает Фрэнк Ллойд Райт, его принципы органической архитектуры и отказ от прямого угла как искусственной формы.
В 1978 году Фрэнк Гери берется за перестройку собственного особняка в Санта-Монике и обращается к теме постмодернизма. Он решает поэкспериментировать с уже бывшими в употреблении стройматериалами: обрезками металла, кусками сетчатых заборов, розовыми пластинами асбеста, фанерой. Считается, что именно этот дом, из-за которого владельцы соседних респектабельных вилл неоднократно грозили судом, принес архитектору профессиональную известность.
В 1981 году Гери создает здание Морского музея-аквариума Кабрилло в Лос-Анджелесе и калифорнийский Музей авиации. К концу 1980-х по проектам Фрэнка Гери появляется сразу несколько зданий в разных уголках мира. Так, возводится частный Vitra Design Museum в немецком городке Вайль-ам-Райн, 80-этажный небоскреб в Нью-Йорке и ресторан «Фишанс» в японском порту Кобе с огромной скульптурой рыбы перед входом. А за здание буддистского храма Тодайдзи в Наре архитектор в 1989 году получил Притцкеровскую премию.
В 1992 году Фрэнк Гери завершает строительство олимпийского павильона «Рыба» в Барселоне - он стал настоящим технологическим прорывом в мире архитектуры. При создании проекта павильона впервые была использована программа трехмерного аэронавигационного проектирования.
Еще одна знаковая работа мастера в 1996 году украсила Прагу - было закончено строительство «Танцующего дома». До 1945 года на этом участке располагался обычный жилой дом, после войны от него остались лишь обгоревшие руины. Только в 1990-х годах президент Чешской республики Вацлав Гавел распорядился возвести здесь новое здание, доверив работу своему любимому хорватскому архитектору - Владо Милуничу. Однако руководство страховой компании, которой принадлежал земельный участок, потребовало, чтобы в проекте участвовал западный архитектор - Фрэнк Гери. Позже к ним присоединилась чешский дизайнер из Лондона Эва Йиржична.
Международное трио создало удивительное здание в стиле деконструктивизма со сложными и агрессивными формами. Авторы неоднократно подвергались жесткой критике. Архитекторы, искусствоведы и местные жители были возмущены вторжением столь эпатажного здания в привычную городскую среду. Но строительство, ход которого лично контролировал президент, продолжалось. И в 1996 году все споры прекратились. «Танцующий дом» получил звание жемчужины чешской столицы. Второе имя элегантного здания - «Джинджер и Фред» связано с тем, что архитекторы черпали вдохновение в танцах знаменитого голливудского дуэта Джинджер Роджерс и Фреда Астера.
Пока пражские жители привыкали к экстравагантной постройке, Фрэнк Гери активно работал над новым зданием, призванным изменить судьбу испанского городка Бильбао, - Музеем Соломона Гуггенхайма. Процесс проектирования и строительства мало освещался в прессе, поэтому открытие огромного комплекса в 1997 году вызвало шквал восторгов. Музей сразу был признан одним из наиболее зрелищных в мире строений в стиле деконструктивизма и подарил Бильбао статус международного центра культуры.
Говорят, что знаменитый архитектор Филип Джонсон, прибывший в город только для того, чтобы увидеть новый музейный комплекс, заплакал и провозгласил постройку самым грандиозным зданием нашего времени.
Здание представляет собой огромное пространство из титановых, стеклянных, каменных конструкций, перетекающих друг в друга и повторяющих контуры реки Нервион, которая протекает через Бильбао. Музей Гуггенхайма сравнивают с футуристическим кораблем, птицей, артишоком и даже Суперменом. Центральный атриум высотой 55 м напоминает огромную металлическую розу, в изгибающихся «лепестках» которой расположены анфилады выставочных зданий.
После Бильбао мастерская Фрэнка Гери не испытывала перебоев с заказами. Среди ее крупных работ выделяются комплекс Новой таможни в Дюссельдорфе (1999 год), Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке (2000), Музей толерантности в Иерусалиме (2002), онкологический центр в Великобритании (2003).
В 2003 году в Лос-Анджелесе был закончен Концертный зал имени Уолта Диснея. Возведение подземного гаража стартовало в 1992 году, но работы над самим концертным залом неоднократно откладывались из-за дороговизны проекта. В итоге стоимость здания достигла примерно $170 млн, а Лос-Анджелес получил концертную площадку с великолепными акустическими возможностями. Украшением концертного зала стал эффектный орган, разработанный Гери совместно с консультантом и звуковым проектировщиком Мануэлем Розалесом. Орган состоит из 6,1 тыс. трубок, направленных под разными углами. Музыкальный инструмент настолько сложен, что на его настройку ушел целый год.
Футуристический фасад здания выполнен из матовой нержавеющей стали и напоминает фейерверк или всплеск волн. Беспорядочность изгибов создает ошибочное впечатление, что проекты Гери создает безрассудно и случайно. Это обыгрывается в одном из эпизодов мультсериала «Симпсоны», в котором Гери строит концертный зал в виде точной копии скомканной им бумажки, напоминающей Концертный зал имени Диснея. На самом деле за внешней спонтанностью стоят тщательные расчеты, а реальному строительству всегда предшествуют несколько десятков макетов.
Правда, кропотливая работа над проектом не всегда помогает избежать ошибок в реальной жизни. В 2005 году от жителей соседних домов стали поступать жалобы на невыносимую жару. Дело в том, что панели фасада концертного зала концентрировали солнечные лучи, нагревая квартиры напротив и раскаляя поверхность тротуара. Компьютерный анализ показал, что решить проблему можно, покрыв наиболее отражающие поверхности тонким слоем песка, что и было сделано.
В 2014 году в Булонском лесу на западе Парижа открылся Музей современного искусства фонда Louis Vuitton, построенный по проекту Фрэнка Гери. Высота здания - 46 м. Здание из стекла и стали образуют 12 стеклянных «парусов» на берегу озера - его называют одним из новых символов французской столицы. Для создания «парусов» понадобилось 4 тыс. стеклянных панелей, изгиб которых не повторяется ни разу. Над проектом стоимостью порядка $200 млн трудились более 600 человек, включая 350 архитекторов и инженеров.
В 2015 году Гери реализовал свой первый проект в Австралии - здание бизнес-школы в рамках реновации кампуса Сиднейского технологического университета. Одна из свежих работ автора - новая штаб-квартира Facebook в Кремниевой долине. Впрочем, 87-летний маэстро продолжает активно работать и искать новые формы. И если вспомнить, что архитектуру нередко называют застывшей музыкой, то творчество Фрэнка Гери - это настоящий джаз.
Автор: Анна Семина
Фото: Shutterstock.com
ДАЙДЖЕСТ НЕДВИЖИМОСТИ
МАРТ 2016 № 2 (109)
ДАЙДЖЕСТ НЕДВИЖИМОСТИ МАРТ 2016 № 2 (109) Источник - ZagranDom.ru
14.03.2016
|